Авторынок в кризисе: почему Ростов-на-Дону возглавил печальный рейтинг по закрытию автосалонов

Авторынок России погружается в глубокий структурный кризис, и самым ярким символом этих негативных изменений стал Ростов-на-Дону. Согласно масштабному исследованию, проведенному сервисом «Яндекс Карты», донская столица возглавила печальный общероссийский рейтинг по сокращению числа дилерских центров. За последний период в городе прекратили работу сразу 29,3% автосалонов, что является абсолютным антирекордом страны. Такой резкий спад демонстрирует серьезнейшие системные проблемы, с которыми столкнулась вся отрасль.
Основными причинами коллапса автобизнеса эксперты называют три ключевых фактора: катастрофическое падение платёжеспособного спроса со стороны населения, запредельно высокие процентные ставки по автомобильным кредитам и продолжающийся неконтролируемый рост цен на новые машины. Эти обстоятельства создали идеальный шторм, в котором оказались не только мелкие дилеры, но и крупные игроки федерального уровня.
Общероссийская статистика выглядит немногим лучше. В среднем по стране с начала осени количество точек по продаже новых автомобилей сократилось на 9%. При этом особенно сильно кризис ударил по крупным городам-миллионникам, не являющимся столицами. В этой категории снижение количества автосалонов в некоторых случаях достигает шокирующих 30%, что свидетельствует о повсеместном характере проблемы.
Вслед за Ростовом-на-Дону в антирейтинг городов с наибольшим количеством закрытий вошли Воронеж (−18,8%), Волгоград (−18,3%) и Самара (−18,2%). Замыкает топ-5 городов с наибольшими потерями Красноярск, где перестало работать 17,2% дилерских центров. Даже в двух столицах, традиционно считающихся рынками с более устойчивым спросом, ситуация далека от стабильной: в Москве закрылось 11,1% салонов, а в Санкт-Петербурге — 17,6%.
Ярчайшим примером краха крупного игрока стала история ростовской дилерской группы «Ключавто». Ещё в июле 2025 года она полностью прекратила свою деятельность в донской столице. С начала месяца автосалоны, расположенные на оживлённых улицах Вавилова, Малиновского и Текучева, перестали продавать автомобили и обслуживать клиентов, оставив их без предварительных уведомлений.
Корни проблемы уходят чуть глубже: юридическое лицо ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО РОСТОВ», через которое велась деятельность, было ликвидировано ещё в мае. Сейчас его официальный статус в реестре значится как «Прекратило деятельность путём реорганизации в форме присоединения». По аналогичному сценарию развивались события и в других южных городах — были закрыты филиалы сети в Краснодаре и Ставрополе.
Примечательна сама история бренда «Ключавто». Компания долгие годы успешно строила свой бизнес на продаже автомобилей премиум-сегмента, таких как «Mercedes» и «Audi», заработав себе безупречную репутацию среди поклонников люксовых марок. Однако после ухода с российского рынка большинства мировых автогигантов компания была вынуждена резко сменить стратегию и сделать ставку на китайские автомобильные бренды. Этот переход оказался для дилера роковым: с каждым последующим годом объёмы продаж неуклонно падали, что в конечном итоге и привело к полному банкротству и уходу с рынка.
Нынешняя ситуация красноречиво указывает на необходимость глубокой трансформации всей дилерской модели в России, которая больше не может опираться на старые принципы работы.