Китайская CRCC построит тоннель метро в Красноярске

В Красноярске один из ключевых этапов строительства метрополитена получил нового подрядчика. Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC), через свою дочернюю компанию ООО «16-е Управление СиАрСиСи», подписала контракт с АО «Моспроект-3» на прокладку левого перегонного тоннеля от станции «Высотная» до станции «Улица Копылова». Соглашение было заключено 13 мая 2025 года в Москве, и его стоимость составила 4,37 млрд рублей. Этот тоннель станет частью первой линии Красноярского метрополитена, параллельной старой «советской» ветке, прорытой еще в 1990-х годах.
Ранее, в феврале 2025 года, тендер на строительство тоннеля не привлек заявок, что вынудило организаторов объявить повторный конкурс в апреле. Генеральный директор ГК «Моспроект-3» Константин Матвеев пояснил, что проходка тоннелей — это сложный процесс, требующий высокой квалификации и специализированного оборудования, доступного лишь ограниченному числу компаний в мире. После консультаций с потенциальными подрядчиками и корректировки закупочной документации выбор пал на CRCC, которая уже зарекомендовала себя в строительстве метро в Москве, включая Троицкую линию и Большую кольцевую линию.
Китайская корпорация предложила не только опыт, но и передовые технологии. Для прокладки тоннеля будут использованы современные тоннелепроходческие комплексы (ТПМК) с режущими инструментами, изготовленными на заводах в Китае. Эти щиты способны эффективно работать в твердых грунтах, что особенно важно для условий Красноярска. «CRCC обладает уникальным опытом строительства метро в 130 странах, и мы рады применить наши технологии в этом проекте», — отметил руководитель ООО «16-е Управление СиАрСиСи» Лю Сяолэй.
Тоннель, который предстоит построить, протянется на 2650 метров под улицами Годенко и Копылова с перепадом высот от 10 до 49 метров. Станция «Улица Копылова» станет самой глубокой на линии, расположившись на глубине 60 метров. Проект уникален тем, что совмещает старый тоннель 1990-х годов с новым, что делает Красноярский метрополитен одним из самых нестандартных в России. Работы должны начаться уже в этом строительном сезоне, а завершение запланировано на 3 сентября 2026 года.
Помимо Красноярска, CRCC также займется строительством перегонного тоннеля в Челябинске, где реализуется аналогичный проект метротрама в рамках программы «Инфраструктурное меню». В Челябинске планируется построить две подземные и шесть наземных станций. В Красноярске же строительство метро набирает обороты: параллельно ведутся работы по прокладке тоннеля от станции–
«Улица Шахтеров» к центру города, сборке ТПМК для проходки под улицей Маркса к железнодорожному вокзалу, а также возведению вентиляционной шахты в районе Николаевки. Эти шаги приближают город к созданию современной транспортной системы, которая, как надеются жители, будет готова к 400-летнему юбилею Красноярска.
Константин Матвеев подчеркнул значимость российско-китайского сотрудничества: «Совместно с CRCC мы реализуем сложные инфраструктурные проекты, включая уникальные метротрамы в Красноярске и Челябинске. Это позволит внедрить инновационные решения и ускорить развитие транспортной инфраструктуры».
Проект метро в Красноярске отличается не только техническими особенностями, но и социальной значимостью. Горожане с нетерпением ждут появления подземного транспорта, который разгрузит дороги и улучшит мобильность. Строительство идет в соответствии с графиком, и уже сейчас видны первые результаты. В ближайшие годы Красноярск может стать одним из лидеров среди сибирских городов по развитию метрополитена.