Школьников без ОГЭ хотят обучать профессиям бесплатно

В Государственной думе России обсуждается инициатива, которая может изменить судьбу тысяч девятиклассников. Законопроект, вынесенный на рассмотрение осенью, предлагает предоставить школьникам, не сдавшим основной государственный экзамен (ОГЭ), возможность бесплатно обучаться рабочим профессиям в учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
Суть предложения заключается в том, чтобы не лишать подростков шанса на получение профессии, даже если они не прошли экзаменационный барьер. Авторы законопроекта считают, что профессиональное образование должно быть максимально доступным и открытым для всех, особенно для тех, кто по каким-то причинам не справился с государственной итоговой аттестацией (ГИА).
Если инициатива будет одобрена, то уже с 1 января 2026 года учащиеся с неудовлетворительными результатами ОГЭ смогут поступать в колледжи и техникумы на бюджетной основе. Однако обучаться они смогут не по всем специальностям, а только по утвержденному списку рабочих профессий: слесарь, сварщик, повар, крановщик, бурильщик, швея, парикмахер, автомеханик, кондитер, делопроизводитель и другие. Каждый субъект Российской Федерации будет составлять этот перечень самостоятельно в зависимости от потребностей региона.
При этом закон сохраняет за учащимися возможность позже сдать необходимые общеобразовательные предметы, чтобы получить аттестат об основном общем образовании. Таким образом, молодым людям предоставляется шанс на «вторую попытку» и полноценный старт в профессиональной жизни.
Однако не все представители образовательного сообщества разделяют энтузиазм депутатов. Некоторые педагоги и методисты отмечают, что предложение может снизить мотивацию к учебе среди школьников. По данным преподавателя СПО Анастасии Гордеевой, ежегодно ОГЭ не сдают от 5 до 9% учеников, а в некоторых регионах этот показатель доходит до 12%. При этом такие ученики — лишь часть всех поступающих в колледжи: более половины выпускников 9 классов выбирают среднее профобразование, остальная часть идет в 10 класс.
Скептики указывают на то, что экзамены и так максимально упрощены — достаточно сдать только русский язык и математику. В некоторых регионах эту практику уже применяют, планируя в будущем распространить её на всю страну. Отсюда опасения: если даже такой минимальный уровень не пройден, сможет ли такой студент успешно освоить рабочую специальность?
Преподаватели подчеркивают, что реальные трудовые профессии требуют дисциплины, минимальной грамотности и понимания основ. «К нам в колледж уже поступают ребята с троечным аттестатом, но они стараются, хотят учиться. А если убрать даже экзаменационный барьер, мы получим поток неготовых к обучению молодых людей», — говорят в СПО.
Тем не менее, существуют и другие мнения. Например, отдельные случаи «врожденной неграмотности» или специфических трудностей с гуманитарными предметами. Это подчеркивает, что не все, кто не сдал ОГЭ, ленивы или безответственны. Так, один из героев публикации вспоминает, как её брат не мог справиться с русским языком из-за особенностей восприятия, но прекрасно осваивал математику и технические дисциплины.
Таким образом, законопроект поднимает сложный вопрос баланса между доступностью образования и его качеством. Удастся ли ему восполнить нехватку квалифицированных рабочих кадров — покажет время. Пока же он вызывает активную дискуссию среди педагогов, родителей и экспертов.